Первичное публичное предложение или IPO, как работает данный инструмент?

Первичное публичное предложение или IPO, как работает данный инструмент?

Периодически выход на IPO крупнейших компаний будоражит инвестиционное сообщество и становится темой №1 на финансовых ресурсах. 

Что же такое IPO?

Под этой аббревиатурой скрывается словосочетание Initial Public Offering, которое на русский точнее всего переводится как «первичное публичное размещение».

Ключевая особенность IPO – эмиссия акций осуществляется ранее закрытой компанией впервые. Кроме того, обязательна публичность, т.е. доступ к торгам должен быть у всех желающих. Несоблюдение одного из этих критериев не позволяет говорить об эмиссии как об IPO.

Какие цели преследуют компании, выходящие на IPO?

Очевидной целью первичного размещения является привлечение капитала, в том числе иностранного. Однако сам процесс достаточно затратный, а результат не всегда оправдывает ожидания, поэтому с точки зрения финансирования зачастую выгоднее взять кредит в банке или выпустить облигации.

Выбор в пользу IPO во многом обуславливается дополнительными преимуществами:

  1. Компания, чьи акции котируются на фондовой бирже, серьёзнее воспринимается партнёрами и банками.
  2. Руководители получают истинную и объективную оценку компании.
  3. Капитал, полученный при размещении акций, «бесплатный», по нему не нужно платить проценты. Кроме того, не приходится возвращать вырученную сумму, как в случае с банковским кредитом.
  4. Появляются новые возможности мотивации персонала (раздача сотрудникам акций, цена которых зависит от успешности компании, заставляет их старательнее выполнять обязанности).

В реалиях постсоветских стран выход на IPO, особенно на зарубежную площадку, имеет и ещё одну цель – обезопасить капитал и имущество от рейдерского захвата или других неправомерных действий конкурентов или властей. Кроме того, размещение за границей позволяет решать юридические споры в иностранных судах.

Недостатки первичного размещения

Несмотря на очевидные преимущества, многие компании воздерживаются от IPO из-за следующих недостатков:

  1. Частичная потеря контроля. Если крупный пакет акций будет приобретён одним инвестором, он получит возможность влиять на деятельность компании.
  2. Высокая цена выхода на IPO. Обычно андеррайтеры, которые сопровождают процесс размещения, берут себе 5-7% вырученных средств. Кроме того, эмитент акций несёт расходы на аудит и юридические консультации.
  3. Неправильно проведенное IPO или неудачно выбранный момент приведут к тому, что вырученная сумма окажется ниже прогнозируемой.
  4. Вся информация о собственниках и структуре компании, финансовая отчётность становятся общедоступны, на что готовы пойти далеко не все.

Процесс IPO

Итог первичного размещения напрямую зависит от подготовки к нему. Даже самые крупные компании не в состоянии самостоятельно провести IPO, поэтому приходится задействовать многочисленных консультантов и посредников, на оплату которых уходит до 10% вырученной суммы.

На подготовительном этапе привлекаются сторонние аудиторы и финансовые консультанты. Они изучают финансовые отчётности, регистрационные документы, оценивают систему управления, взаимодействие с налоговыми органами и сотни других параметров.

Итоговым результатом становится независимая оценка стоимости бизнеса. От репутации консалтинговой компании, проводящей Due Diligence, зависит, поверят ли данной оценке инвесторы.

Второй этап – выбор андеррайтера IPO – компании, которая непосредственно организовывает выход на биржу. Чаще всего им выступает инвестиционный банк. Отбирая андеррайтера, руководители компании-эмитента смотрят на то, насколько успешным был его предыдущий опыт, и на финансовые условия. При размещении крупных пакетов важно и наличие у организатора IPO пула инвесторов, которые заинтересуются акциями по рекомендации андеррайтера.

Встречаются 2 типа договоров между компанией-эмитентом и андеррайтером:

  1. Так называемое «твёрдое обязательство», согласно которому организатор выкупает весь пакет акций, а затем перепродаёт его на фондовом рынке. Компания-эмитент уменьшает риски, а андеррайтер может получить дополнительную прибыль, перепродав акции дороже.
  2. «Все усилия», по которому андеррайтер будет содействовать выкупу акций, но не гарантирует его.

Крупные андеррайтеры, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley, Credit Suisse, имеют тесные связи с финансовыми СМИ и закрытыми клубами инвесторов.

Зная больше основной массы инвесторов, они могут манипулировать общественным мнением, пуская слухи, разжигающие ажиотаж и увеличивающие спрос. Подняв цену, они продают доставшиеся им от эмитента пакеты акций, после чего те без поддержки начинают резко падать в цене, оставляя в сверхприбылях посвященных и в убытках – частных трейдеров.

Кроме андеррайтера, выходящая на IPO компания выбирает биржу для размещения. Крупные фирмы чаще останавливаются на западных площадках: Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт. Во-первых, на них выше ликвидность и больше инвесторов, а, значит, выше шансы разместить все акции. Во-вторых, имиджевый эффект. Небольшие компании предпочитают локальные площадки, например Московскую, Варшавскую биржу. На них требования к капиталу эмитента значительно мягче.

Несмотря на то, что основная забота об IPO ложится на плечи организаторов, принято, особенно в США, чтобы руководители эмитента лично встречались с инвесторами, рассказывали им о планах и перспективах компании. Турне топ-менеджеров и собственников по разным городам называется Road show. Так, при IPO Facebook в 2012 уверять инвесторов в целесообразности покупки акций социальной сети ездил лично Марк Цукерберг.

Собственно IPO – финальная часть работы, во время которой акции компании становятся доступны к покупке в порядке очереди (если спрос превышает предложение). Первоначально цена торгуется в пределах коридора, определённого заранее, но ажиотажный спрос может вызвать существенное её повышение.

Последствия IPO могут быть весьма неожиданными. Так, в 2012 году перед IPO акции Facebook были оценены в 38$ за штуку. Когда начались торги, курс резко подскочил до 45$, но уже на следующей неделе рухнул до 31$, несмотря на все усилия андеррайтера Morgan Stanley. Инвесторы, поспешившие купить акции перспективной компании, потеряли миллионы, но сам Facebook заработал 16 млрд. дол.