
Из всех объектов инвестирования, антиквариат следует выделить особо. И причин здесь несколько, каждую из которых рассмотрим отдельно. Сначала плюсы.
Стоимость
Год за годом, стоимость предметов антиквариата будет только расти. При этом темпы роста в периоды кризисов и нестабильности только повышаются. Но этот параметр имеет и обратную сторону – антиквариат сам по себе стоит дорого изначально и по частям не продаётся. Нельзя купить только часть картины или статуи, это не пакет акций, который, можно «разбить». Но акции могут обесцениться, а антиквариат — никогда.
Сохраняемость
Это наисложнейший момент при инвестировании в предметы старины. Антиквариат следует разделить на две категории:
- Подверженные влиянию времени. Сюда следует включить все объекты, которые при ненадлежащем хранении могут испортиться. В основном это предметы, созданные на основе органики: картины, гобелены, изделия из дерева, кожи и бумаги, пищевые продукты (старые коньяки, вина столетней выдержки).
- Предметы неизменяемые со временем. Прежде всего, это нумизматические раритеты. Какая-нибудь золотая тетрадрахма может хоть сотню лет пролежать на улице, пока её кто-то не найдёт. В эту категорию попадают и изделия из камня, глины.
А теперь можно обратить внимание на отрицательные стороны таких инвестиций.
Подделки
Это страшный бич, который преследует абсолютно весь антиквариат. А в современном мире, с массой новых технологий, подделать старинные вещи, а тем паче состарить «новоделы», особого труда не составляет. Но есть и экспертные агентства для борьбы с этим безобразием. Услуги их дороги, но они ценят своё имя – им порукой их честь. «Сотбис» и «Кристис», это не только аукционные дома, но и авторитетнейшие экспертные фирмы. Покупать в таких компаниях дорого, но безопасно.
Насыщение рынка
По сути своей, это абсолютно бесконтрольный процесс, но подвержены ему не все антикварные предметы. Например, у Рембрандта, известно 400 законченных картин. Если где-то сохранилось 2-3 неизвестные работы, то без должного хранения они разрушатся. Но то, что уже есть, продублировать нельзя! И их цена будет только возрастать.
А вот, допустим, стоимость платиновой шестирублёвой монеты Российской империи выпуска 1839 г. предварительно оценивается в 100 000 долларов, потому что их всего две и владельцы продавать их не желают. Хотя такие же монеты 1838 года стоят «всего» 17 тысяч долларов. Правильно, потому что в разных коллекциях их насчитывается почти 200 штук. А можно ли быть уверенным, что какой-нибудь уральский купец, не закопал пару сотен шестирублёвиков у себя в усадьбе? Может через год или через тридцать лет их найдут. Рынок, конечно, не насытится, но цена на эти монеты рухнет. Причём без возможности вернуть себе прежние позиции.
Итог
Инвестирование в антиквариат удел не только богачей. Даже человек с вполне средним достатком может себе позволить купить николаевский империал за 600–700 долларов. А ведь это не только редкая монета, но и 15 грамм золота. Пожалуй, приобретение нумизматического антиквариата — самый безопасный способ инвестирования. И вместе с тем хранить такой предмет очень несложно.
А вот штучные произведения искусства, способны приобрести исключительно богатые инвесторы. Но для обеспечения сохранности такого предмета потребуется не только совершенная система безопасности, но и создание специального микроклимата. И это стоит очень дорого.